В мире, где природных ресурсов становится все меньше, люди все чаще реализовуют смелые проекты. Искусственные острова – не фантазия футуристов, а реальность, которая помогает решать проблемы урбанизации, транспорта и туризма. От осушенных болот в Нидерландах до роскошных архипелагов Ближнего Востока – эти гигантские сооружения поражают масштабом, технологичностью и красотой.
Голландский щит от моря
Крупнейший в мире искусственный остров – Флевополдер (970 км²) – создан в XX веке в рамках масштабного проекта осушения земель Zuiderzee Works. Инженеры построили гигантские дамбы, сдержали воды Северного моря и откачали миллионы кубометров воды, превратив морское дно в плодородные почвы. На его территории действует одна из крупнейших в Европе систем защиты от наводнений, которая обеспечивает безопасность даже во время экстремальных штормов.
Сегодня это провинция Флеволанд с более чем 400 тысячами жителей. Здесь современные города Лелистад и Алмере сочетают фермерство, ветровую энергетику и инновационные технологии. Флевополдер стал не только новой землей, но и символом устойчивости и человеческого гения.
Адреналин и роскошь
Остров Яс в Абу-Даби в ОАЭ (25 км²) – настоящая жемчужина развлечений, созданная в 2000-х на нефтяных доходах. Благодаря намывным технологиям здесь появились лагуны, пляжи и дамбы, которые сдерживают волны Персидского залива.
На острове – парк Ferrari World с самыми быстрыми в мире горками (240 км/ч), автодром Yas Marina Circuit для Формулы-1 и грандиозный аквапарк. Здесь также действует современная инфраструктура для яхтинга и водных видов спорта, что делает Яс одним из ведущих центров премиум-туризма Ближнего Востока. Ежегодно остров посещают более 2 миллионов туристов, принося миллиарды долларов экономике эмиратов.
Японская крепость в заливе
В Японии, где каждый квадратный метр – ценность, инженеры создали остров аэропорта Кансаи (10,7 км²) в заливе Осака. Его строили более десяти лет, насыпая миллионы тонн песка и гравия. Открытый в 1994 году, аэропорт способен выдерживать землетрясения магнитудой до 7 баллов.
Сегодня Кансаи обслуживает более 30 миллионов пассажиров в год, имеет собственные отели, торговые зоны и солнечные панели. Остров стоит на 900 тысячах свай, которые позволяют ему «плавать» над морским дном – настоящее чудо японской инженерии. Строительство Кансаи стало одним из самых дорогих инженерных проектов Японии XX века – его стоимость превысила 20 миллиардов долларов.
Гонконгский воздушный гигант
Остров Чек Лап Кок (9,4 км²), где расположен аэропорт Гонконга, создали в 1990-х, объединив несколько скалистых островов и срезав часть гор. Для этого переместили более 700 тысяч кубометров породы.
Сегодня это один из самых загруженных аэропортов планеты, который обслуживает 70 миллионов пассажиров в год. Его развитие сопровождается экологическими проектами – в частности, созданием искусственных рифов для морской фауны. В рамках программы расширения до 2030 года планируется строительство третьей взлетно-посадочной полосы и нового терминала, что увеличит пропускную способность аэропорта до 120 миллионов пассажиров ежегодно.
Дубайская мечта
Проект Palm Jebel Ali (8 км²) – один из самых амбициозных в мире. Сформированный из 500 миллионов кубометров песка, он имеет форму огромной пальмы. После финансового кризиса 2008 года проект приостановили, но теперь его возобновляют в рамках Dubai Vision 2040.
Планируется создание эко-курорта с виллами, гольф-клубами, яхтовыми маринами и туннелями под водой. В рамках обновленного проекта предусмотрено возведение более 80 отелей и 35 тысяч жилых объектов, что сделает Palm Jebel Ali одним из крупнейших туристических центров мира. По масштабу остров превзойдет даже знаменитую Palm Jumeirah, став новым символом Дубая.